Повесть «Баллада о гибкой пуле»
Без сомнения корифей и признанный король жанра Ужасов – Стивен Кинг остается верен своему амплуа даже в маленьких рассказах, к которым относится опубликованная в 1984 году «Баллада о гибкой пуле» (The Ballad of the Flexible Bullet).
Это короткий, чрезвычайно увлекательный рассказ, пронизанный мыслью о том, что Зло многолико, оно может встать на пути каждого человека, а встреча с ним никогда не бывает приятной и радостной. Мир, в котором царствует Зло, пронизан помешательством и безумством, в нем интеллигенты превращаются в кровавых маньяков, а смерть несет жалкая пуля, которая выстреливается из обычного детского пугача.
«Баллада о гибкой пуле»: краткое содержание
«Баллада о гибкой пуле» посвящена тому, как Зло овладевает людьми, в центре повествования находятся два молодых человека – писатель и редактор журнала «Логан». Они ведут переговоры о печати произведений молодого писателя в этом журнале, причем оба постепенно становятся сумасшедшими на одной и той же почве.
Писатель Рег Торп послал в журнал «Логан» свой литературный опус под названием «Баллада о блуждающей пуле», в котором описывает процесс умопомешательства нормального человека. А издатель Генри Уилсон читает рукопись и ведет переговоры с писателем, который сам сходит с ума.
Писатель рассказал в одном из деловых писем редактору, что в его пишущей машинке живет особая Муза, которая разбрасывает особый порошок. Именно благодаря этому порошку Рег и способен писать свои рассказы. В письме Рег рассказывает, как ухаживать за Музой, как его кормить и т.д. В итоге редактор начинает общаться с супругой писателя, которая также считает своего мужа сумасшедшим, приводя в качестве доказательства его веру в существование этй самой Музы.
Редактор, страдающий алкоголизмом, воспринимает идеи писателя, в результате чего верит в неких домашних эльфов. И перед читателем предстает масштабная картина того, как совершенно нормальный человек начинает сходить с ума. Процесс начинается с того, что редактор, желаю пошутить, сострить или просто выделиться, подписывается условным псевдонимом «форнит». А форнит – это название мифического существа, Музы из пишущей машинки, которое поведал редактору душевнобольной писатель.
В результате веры в мифических существ, оба – и редактор, и писатель начинают испытывать непреодолимый страх перед электричеством. Но поведение этих двух сумасшедших совершенно разное – редактор журнала разбит, у него плохое самочувствие, он угнетен и т.д. А вот писатель становится очень агрессивным, ему всюду мерещатся враги, которые бдительно следят за каждым шагом, а электричество специально придумали и навязывают в постоянное использование. А между тем, Рег верит, что электричество очень дурно влияет на него самого и на его Музу-форинта.
Проблема в книге...
Талантливый человек, как и его произведения, всегда оставляет о себе и своих творениях какое-то мнение, они или нравятся, или нет, но никто не остается равнодушным. Рассказ «Баллада о гибкой пуле» одни люди считают прекрасным образцом творчества Кинга, а другие – полной ерундой, которую писатель наскоро настрочил, когда ему было нечем заняться. Однако критики единодушно считают, что до понимания этого рассказа и восхищения им нужно дорасти.
Стивен Кинг мастерски выписал жизнь, чувства и переживания сумасшедшего человека, который на самом деле обладает огромной человечностью и является настоящим гуманистом. Его история совершенно не вызывает отвращения, скорее сочувствие и сопереживание. Ведь писатель Рег настолько трогательно относится к своему форинту-Музе, а видит он это существо, поскольку болен. Но он заботится о форинте, кормит его, развлекает, испытывает огромную благодарность к существу, которое помогает ему творить.
Окружающие по-разному воспринимают веру писатель в форинтов, алкоголику-редактору вполне мог привидеться некий «эльф», в которого он тоже поверил. А вот малыш, который просто играл, стреляя из пугача, вообще не различает проблемы взрослых людей. В его воображении процесс игры настолько же реален, как ели бы все происходило взаправду. В итоге ребенок стреляет из игрушечного пистолета, а из пишущей машинки начинает вытекать настоящая красная кровь.
И именно здесь Кинг описал чувства, которые испытает и любой нормальный человек, если разрушить предмет его веры. Насколько страшно и нелепо может поступить человек, на глазах которого разрушились его идеалы и оказались попраны самые светлые чувства. Кинг выписал незримую тонкость границы между помешательством и нормальностью, которую так просто порвать и оказаться на другой стороне.